Без достойных условий работы учителей преобразования и новации в образовании невозможны, заявил Министр образования Беларуси Михаил Журавков в статье, опубликованной в газете "СБ. Беларусь сегодня".
"Развитие образования невозможно без повышения статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника. В современных условиях основная задача - развить аналитические способности у учащихся, умение критически мыслить, а также навыки и умения учиться. И без специалистов с соответствующей профессиональной компетентностью и навыками, без достойных условий их работы и жизни все намеченные преобразования и новации будут обречены", - сказал Михаил Журавков.
Министр отметил, что сегодня благодаря республиканскому конкурсу профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года" формируется своего рода педагогическая элита, которая не только профессионально, но и личностно влияет на развитие образовательной сферы.
Михаил Журавков акцентировал внимание и на важности социальных ориентиров и гарантий участникам образовательного процесса. Именно государство должно четко расставить акценты и объяснить, в чем состоят их гарантии в сфере образования, а где граждане должны опираться на собственные силы и возможности. К примеру, с 2013 года в учреждениях общего среднего образования страны апробируется отраслевая система оплаты труда педагогических работников, главная идея которой в экономическом стимулировании качества и результативности педагогического труда с помощью дифференцированной оплаты педагогам различных видов работ, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. Новый механизм позволил довести размер средней заработной платы в пилотных учреждениях до сопоставимого со средней зарплатой работников по стране. Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней зарплаты в образовании, а среднемесячная зарплата учителей - 107,9% от средней заработной платы учителей страны за этот период.
С 1 января 2014 года стартовал проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, который повысил заинтересованность школ в результатах своей деятельности и оптимизации расходов. При этом руководители учреждений образования получили право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств, а высвободившиеся средства направлять на стимулирование работников и укрепление материально–технической базы. В 2016 году этот проект коснется примерно 180 учреждений.
Михаил Журавков затронул еще одно из важных направлений - сокращение документооборота. "Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом", - сказал он. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT–технологий и внедрение системы электронного документооборота.
Источник: БелТА