Вопрос участвовал в конкурсе «Счастливая семерка». Автор вопроса – Брюховецкая Ирина Валерьевна, специалист по кадрам 1-й категории филиала «Строительно-монтажное управление «Белэнергомонтаж» государственного предприятия «Белэнергострой».
В организации согласно проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда есть работники, занятые во вредных условиях труда. Имеется список контингентов для прохождения медицинских осмотров по прошлой аттестации. После проведения очередной аттестации «профессиональные вредности» у некоторых профессий изменились (например, у машиниста крана в карте аттестации рабочих мест по условиям труда отсутствует показатель условий труда «работа на высоте»). Соответственно и в списках контингентов для прохождения медицинской комиссии указывать такой фактор, как работа на высоте (п. 1 приложения 2 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47; далее – Инструкция) мы уже не можем.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (далее – медосмотр) лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен в Инструкции.
Работы на высоте – это работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденного перепада по высоте 1,3 м и более (п. 1 приложения 2 к Инструкции).
Непосредственное отсутствие в карте аттестации рабочего места по условиям труда такого показателя трудового процесса, как работа на высоте, не дает основания не рассматривать его при определении необходимости проходить медосмотр. Такой вывод основан на следующем:
1) п. 4 «Результаты оценки напряженности трудового процесса» карты аттестации рабочего места по условиям труда содержит показатель «4.3.2. Степень риска для собственной жизни», который используется при характеристике работ, связанных с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения с вероятной угрозой здоровью и жизни. Это, например, работы строительных специальностей, связанные с работой на высоте (монтажники, машинисты кранов, др.); работа водителей транспортных средств; работы в действующих электроустановках свыше 1 000 В (электромонтеры, электрослесари и др.); профессии горнодобывающей промышленности (взрывники, рабочие очистных забоев и др.) и т.д.;
2) в приложении 2 «Работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры» к Инструкции перечислены работы вне зависимости от проведения (непроведения) аттестации рабочих мест по условиям труда и ее результатов.
1. Кто ответственен за организацию прохождения медосмотров: составляет списки работников, подлежащих периодическому медосмотру, следит за окончанием сроков медосмотров?
Прямое указание на лицо, ответственное за организацию прохождения медосмотров, в законодательстве отсутствует. По этой причине до сих пор ведутся дискуссии о том, кто им должен быть – специалист по кадрам или специалист по охране труда. Неясно, кто должен составлять списки на медосмотр, контролировать его прохождение работающими и т.д.
Анализируя положения законодательства, касающиеся прохождения медосмотров, выделим следующее.
Медосмотр проводится, в частности, для лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (п. 1 Инструкции). При этом в любой организации таким отбором (подбором) персонала занимается кадровая служба (специалист по кадрам). Вывод подтверждается нормами:
1) п. б ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК);
2) подп. 2.3 п. 2 Типового положения о кадровой службе предприятия (организации), утвержденного постановлением Минтруда Республики Беларусь от 18.12.1997 № 118. Согласно ему одной из основных задач кадровой службы является осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами.
3) выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности». В нем указано, что в должностные обязанности специалиста по кадрам входят работа по комплектованию организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации и участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров.
Получается, что кадровая служба (специалист по кадрам) в медосмотре точно задействована, поскольку обеспечивает прием на работу и располагает личными данными работающих и другой необходимой информацией.
Медосмотр проводится, в частности, для работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, о которых осведомлены служба охраны труда (специалист по охране труда) и руководители подразделений (п. 1 Инструкции).
В Типовом положении о службе охраны труда организации, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, прямого указания на участие в медосмотре этой службы нет.
Однако тот же выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» гласит, что инженер по охране труда оказывает методическую помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медосмотры.
Получается, во-первых, что инженер по охране труда непосредственно не обязан составлять указанные списки, а во-вторых, этим составлением должны быть заняты сами руководители подразделений. Точно так же, вопреки распространенному мнению, что инструкции по охране труда должен разрабатывать инженер по охране труда, в действительности это обязанность руководителей подразделений.
Согласно выпуску 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов производств» в обязанности начальника отдела охраны труда входит организация контроля за прохождением работниками медосмотров. То есть указанный работник организует, чтобы кто-то другой (подчиненный специалист по охране труда либо иное лицо) контролировал этот вопрос. Сама формулировка «организует контроль» представляется спорной, так как вызывает вопрос, имеет ли место «организация организации». Ведь любую работу, в т.ч. по охране труда, организуют и контролируют, а вот «организация контроля» – это уже не непосредственный контроль.
Для избежания споров и обеспечения системности в этом вопросе логичным кажется назначить ответственным за организацию и контроль прохождения медосмотров специалиста по кадрам, который будет взаимодействовать со специалистом по охране труда в части составления списков на медосмотры и с руководителями подразделений в части доведения до их сведения этих списков и обеспечения явки подчиненных им работающих на медосмотр.
2. Кто определяет список контингентов и необходимо ли его утверждать и если да, то кем он должен быть утвержден?
Понятие «список контингентов» в настоящее время не используется.
С введением в действие Инструкции появились следующие списки:
– список профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медосмотрам (приложение 5 к Инструкции);
– список работающих, подлежащих периодическому медосмотру (приложение 6 к Инструкции).
Необходимость утверждения указанных списков отсутствует.
3. Обязан ли наниматель заключать договор на прохождение медосмотров с учреждением здравоохранения или работники вправе самостоятельно проходить медкомиссию по месту командирования или месту жительства, в последующем приложив чеки для возмещения расходов на прохождение медкомиссии?
Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих, осуществляется в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения». Согласно его нормам:
1) платные медицинские услуги оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг;
2) обязательные медосмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями.
Исходя из вышеизложенного, если организация является бюджетной, а медосмотр необходим для работника без вредных и (или) опасных условий труда, то договор с нанимателем не обязателен.
4. Как документально оформить прохождение медкомиссии и как поступить с работниками, не явившимися в учреждение здравоохранения для прохождения медкомиссии?
Во-первых, работники должны понимать, что наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медосмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (ст. 49 «Отстранение от работы» ТК). Отстранение от работы оформляется приказом. Причем за период такого отстранения заработная плата не начисляется.
Во-вторых, необходимо своевременно информировать соответствующих работников о предстоящем медосмотре. Для этого обычно издается приказ с заблаговременным доведением под роспись графика проведения периодических медосмотров и списка работающих, подлежащих периодическому медосмотру.
5. Должны ли проходить медкомиссию работники, принятые на практику по профессии с вредными условиями труда (старше 18 лет)?
Медосмотр проводится для лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (п. 1 Инструкции).
Работающие – физические лица, работающие по трудовым договорам либо по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Закон Республики Беларусь 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
Соответственно обучающиеся учреждений образования, привлекаемые к работам в организациях в период прохождения практики, если они не главы или члены крестьянских (фермерских) хозяйств, не являются работающими и не обязаны проходить медосмотр.
6. Обязан ли наниматель требовать от работника медицинскую справку водителя (медкомиссия физического лица для вождения личного автомобиля) или достаточно справки о прохождении медосмотра с профессиональными вредностями организации?
Наниматель не обязан требовать от работника наличие действующей медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, с правом найма на работу, но имеет на это право.
Что касается медицинской справки о состоянии здоровья работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то наниматель обязан ее требовать, чтобы убедиться в годности работника по соответствующей профессии (должности).
Александр Тылиндус,
инженер по охране труда и учредитель ЗАО «БелНовация»