Указ № 143 обновлен. Какие новые возможности предоставлены нанимателям?

12 января 2021
4538 просмотров

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 512).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

Справочно:

изменения, внесенные в Указ № 143, вступили в силу с 8 января 2021 г.

 

1. Снято ограничение по длительности простоя.

Разрешено объявлять простой без ограничения общей продолжительности в течение календарного года (абз. 4 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 2 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

Согласно части первой ст. 34 ТК общая продолжительность простоев не может превышать суммарно 6 месяцев в течение календарного года. Данное ограничение снимается, если простой вызван неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Если простой связан с иными причинами, то его продолжительность по-прежнему не должна превышать 6 месяцев в течение календарного года.

Справочно:

простой определяется как временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и другое). С 28.01.2020 было введено ограничение предельной общей продолжительности простоев не более суммарно 6 месяцев в течение календарного года.

 

Таким образом, наниматель может объявить простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на его деятельность, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года.

Кроме простоя, действующее законодательство позволяет нанимателю и (или) работнику предпринимать следующие кадровые действия (см. табл. 1):

Таблица 1

Кадровое действие

НПА

Временный перевод в связи с производственной необходимостью (в целях предотвращения простоя)

Статьи 32-1, 33 ТК,

п. 14 Указа № 143

Объявление простоя и его оплата

Статьи 34, 71 ТК

Временный перевод в связи с простоем

Статьи 32-1, 34 ТК

Отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемый по инициативе нанимателя

Статья 191 ТК

Возможность работать по совместительству на условиях полного рабочего времени в период нахождения в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки работ или уменьшения их объема

Часть вторая ст. 345 ТК

Возможность досрочного увольнения по требованию работника при нахождении работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года

Пункт 14 Указа № 143

2. Нахождение в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года, признается уважительной причиной для досрочного расторжения срочного трудового договора.

В Указ № 143 включена норма, согласно которой уважительной причиной досрочного расторжения срочного трудового договора признается нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года.

В п. 14 Указа № 143 прямого сказано, что такое увольнение возможно только по требованию работника (ст. 41 ТК) и при условии, что трудовой договор является срочным.

Если работник работает на условиях трудового договора на неопределенный срок, то с учетом ст. 40 ТК он может уволиться, предупредив нанимателя за месяц.

Однако при применении на практике нормы могут возникнуть вопросы:

1) работник получает право на досрочное расторжение трудового договора по истечении 6 месяцев простоя или достаточно, чтобы наниматель объявил о таком длительном простое?

2) под календарным годом понимается промежуток с 1 января по 31 декабря, или такой календарный год исчисляется с даты объявления простоя? Например, наниматель объявил простой в ноябре 2020 г. и продлил его до мая 2021 г. В такой ситуации засчитываются ли 2 месяца за 2020 г. такого простоя в суммарную продолжительность больше 6 месяцев или нет, и вообще учитываются ли периоды простоя, которые были до внесения изменений в Указ № 143?

3) можно ли суммировать периоды простоев, объявленных ранее по другим причинам, указанным в ст. 34 ТК (т.е. причины производственного или экономического характера)?

 

3. Работник может уйти в отпуск для самоизоляции в месте, определенном нанимателем.

Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абз. 5 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

 

ЭТО ВАЖНО! Такой отпуск может предоставляться только с согласия работника.

 

Самоизоляция – это система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами – носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний (п. 2 Инструкции о порядке проведения ограничительных мероприятий, утвержденной постановлением № 108, п. 2 постановления № 208).

Документ:

постановление Минздрава Республики Беларусь от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (далее – постановление № 108).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (далее – постановление № 208).

 

Самоизоляция, с одной стороны, это ограничительное мероприятие санитарно-противоэпидемического характера, в отношении лиц, которым выдано требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции (п. 1 постановления № 208, постановление № 108). Согласно п. 3 постановления № 208 самоизоляции подлежат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства:

1) имеющие инфекцию COVID-19;

2) относящиеся к контактам:

– первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, – в течение 10 календарных дней с даты последнего контакта;

– второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов в случае, если такие граждане являются детьми в возрасте до 10 лет и посещают учреждение дошкольного или общего среднего образования, - на период наличия указанных симптомов;

3) лица, прибывшие в Республику Беларусь из иностранных государств согласно п. 2 постановления № 624. В частности, граждане Республики Беларусь и иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь из стран, включенных в перечень стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, размещаемый на официальном сайте Минздрава, обязаны находиться в самоизоляции в течение 10 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь и не подлежат последующему пропуску через Государственную границу Республики Беларусь до истечения срока самоизоляции.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания» (далее – постановление № 624).

 

С другой стороны, самоизоляция, это добровольная мера, которую применяет сам человек, чтобы не контактировать с другими людьми, не инфицировать их или не инфицироваться самому.

Таким образом, можно выделить самоизоляцию лиц, указанных в п. 3 постановления № 208, и иных лиц. Если первые обязаны в силу требований законодательства самоизолироваться, то иные такой обязанности не имеют и не несут какой-либо ответственности за нарушение правил самоизоляции.

Предоставление отпуска в рамках нормы п. 14 Указа № 143 будет применяться в случаях, когда работник не имеет права на получение листка нетрудоспособности, но стороны трудового договора заинтересованы в соблюдении работником режима самоизоляции.

Рассматриваемый отпуск является социальным. Отличия такого социального отпуска от отпуска, предоставляемого по ст. 191 ТК, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Критерии сравнения

Социальный отпуск, предусмотренный

п. 14 Указа № 143

ст. 191 ТК

Вид отпуска

Социальный отпуск, предоставляемый по инициативе нанимателя

Необходимость получения согласия работника

Только с согласия работника

Причина предоставления

Нахождение работника в режиме самоизоляции

1. Временная приостановка работ или временное уменьшение их объема.

2. Отсутствие другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии

Продолжительность

Не ограничен по продолжительности, так как определяется по соглашению сторон трудового договора

Суммарно не должен превышать 6 календарных месяцев в течение календарного года

Оплата

Сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением

Без сохранения заработной платы либо частичное сохранение заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением

Особенность

Определение нанимателем места нахождения работника в период режима самоизоляции

Нанимателям дано право включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время социального отпуска без сохранения зарплаты, предоставляемого по инициативе нанимателя, без ограничения его продолжительности (абз. 7 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 5 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

Напомним, что по общему правилу дни отпуска без сохранения заработной платы, превышающие 14 календарных дней в течение рабочего года, в такой рабочий год не включаются.

 

4. Право нанимателя устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год.

В данном случае нанимателю предоставлено право по отношению к указанной выше категории работников устанавливать в рамках трудового договора по основной работе работу сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год.

 

5. Право нанимателя освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до 3 календарных дней суммарно без представления работником листка нетрудоспособности. (абз. 8 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 6 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

При этом сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Такое освобождение от работы возможно исключительно на период действия Указа № 143.

Заметим, что сохранение среднего заработка за период освобождения от работы не дает право нанимателю требовать от работника отработать в дальнейшем время такого освобождения от работы.

 

 

 

Если вы заметили ошибку в тексте материала, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.